СВЕТЛАНА СУХАНОВА

22.06.2019

СОЛЬНЫЙ ОРГАННЫЙ КОНЦЕРТ "Silentium"

20  июня  состоялся  концерт  Лауреата  Всероссийских и Международных конкурсов и фестивалей,  Представителя  Петербургской  органной  школы,  ученицы  заслуженного  артиста  России, профессора  Даниэля  Зарецкого, органистки  Капеллы "Кантабиле" – СВЕТЛАНЫ  СУХАНОВОЙ.

Эпиграфом к Сольному концерту было выбрано стихотворение Silentium Фёдора Тютчева:

Молчи, скрывайся и таи

И чувства и мечты свои –

Пускай в душевной глубине

Встают и заходят оне

Безмолвно, как звезды в ночи, –

Любуйся ими – и молчи.

 

Как сердцу высказать себя?

Другому как понять тебя?

Поймет ли он, чем ты живешь?

Мысль изреченная есть ложь.

Взрывая, возмутишь ключи, –

Питайся ими – и молчи.

 

Лишь жить в себе самом умей –

Есть целый мир в душе твоей

Таинственно-волшебных дум;

Их оглушит наружный шум,

Дневные разгонят лучи, –

Внимай их пенью – и молчи!..

 

 

Гости  вечера погрузились  в "чистое искусство", слушали  музыку, которая, по  словам  Родиона  Щедрина: "призвана  пробуждать  лучшее, что есть в человеке",  которую "слушаешь не только слухом, но и всем сердцем". 

Не позволяй душе лениться!..

...Учи и мучай дотемна,

Чтоб жить с тобой по-человечьи

Училась заново она.

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

 

 

Человек XXI века, уставший от разнообразия и суеты, отвыкший от тишины, пытается найти успокоение в простых и понятных ему вещах. "Священная простота" так говорят  о музыке современного эстонского композитора  А́рво Пярта. Композитор  упрощает  свою  музыку, чтобы  слушать  каждый  звук,  ловить  его  протяжённость, наслаждаться им. Произведение «Trivium» для органа олицетворяет некое прояснение, просветление, отражают путь от поисков и сомнений к истине. 

 

 

В горах моё сердце, не здесь, не со мною,

В горах за оленем несётся стрелою.

За диким оленем летит оно следом,

В горах моё сердце, где б только я не был.

 

Прощай, моя Родина, Север мой милый,

Где доблесть с достоинством не разделимы,

Куда ни забрёл бы, где б я не бродил,

Страну этих гор навсегда полюбил.

 

Прощайте, вершины высокие снежные,

Прощайте, долины зелёные нежные,

Прощайте, леса и заросшие кущи,

Прощайте, ручьи и потоки ревущие.

 

В горах моё сердце, не здесь, не со мною,

В горах за оленем несется стрелою,

За диким оленем летит оно следом,

В горах моё сердце, где б только я не был

* Роберт Бёрнс (перевод: Котов Александр, Москва)

 

Солистка - Анна  Яцукова

 

Юмореска "Примитивный орган" (Токкатина для флейты) написано композитором итальянского происхождения Пьетро Алессандро Йоном, который посвятил жизнь служению в качестве органиста в церквях Америки.

 

 

Художественная натура советского и украинского композитора Валентина Сильвестрова очень созидательна и, вместе с тем, чутка к самым разным явлениям. Композитор старается быть услышанным и понятым в каждом своём творении. Услышанным - в поисках ответа на вечные вопросы бытия – размышления о времени, о личности, человеке и Космосе.  Чтобы «услышать» на время закрыли окно и предложили прочувствовать мелодию стиха из цикла "Тихие песни" на стихи русских поэтов.

 

Солист - Ильяс  Батчаев

 

«Отец современной японской музыки» Мичио Мия́ги известен, как автор пьесы Haru no Umi ("Море весной"). Эта музыка из детского образа моря Томоноура, который композитор видел до того, как потерял зрение. "Море весной" была расшифрована для различных инструментов. Светлана Суханова сделала переложение для органа, приблизив регистровку органа к тембрам японского струнного кото и японской продольной бамбук-флейте сякухати.

Эпиграфом к этому произведению выбрана хокку японского поэта Мацуо Басё:

Выплыли из тумана.

Какое широкое море

Лежит перед нами!

 

 

Прелюдия, Asturias,  Легенда – это всё об одном музыкальном произведении испанского композитора и пианиста Исаа́ка Альбе́ниса. Хоть пьеса была написана для фортепиано, в ней явно имитируется гитарная техника – быстрые переборы, основанные на ритмах Андалузского танца фламенко.

 

 

В музыке направление "минимализм" характеризуется весьма просто – это композиция, построенная на бесконечно повторяющихся ритмических музыкальных ячейках. Пример классического минимализма – Canto Ostinato голландского композитора Симеона тен Хольта. Название пьесы переводится как «упрямая песнь». Canto Ostinato – это набор из ста шести коротких музыкальных ячеек-секций, которые должны прозвучать в определенном алгоритме. Поэтому, композиция не существует в виде завершенного музыкального текста: состав и количество исполнителей могут варьироваться, в результате чего протяженность Canto Ostinato может колебаться от полутора часов до более чем суток. Образно музыка близка к стихотворению Зинаиды Гиппиус:

Пуста пустыня дождевая...

И, обескрылев в мокрой мгле,

Тяжёлый дым ползёт, не тая,

И никнет, тянется к земле.

 

Страшна пустыня дождевая...

Охолодев, во тьме, во сне,

Скользит душа, ослабевая,

К своей последней тишине

 

 

И  в  завершении концерта была представлена музыка из кинофильма "Interstellar" ("Межзвёздный")  режиссёра  Кристофера  Нолана. Автором  саундреков  выступил  известный  немецкий  кинокомпозитор Ханс  Фло́риан  Ци́ммер. Светлана Суханова сделала переложение для органа и соединила несколько тем из кинофильма в одну композицию, и стала частью этой бесконечной космической Вселенной. Тема  космоса  была  продолжена  в  произведении "на бис", Хоральную прелюдия  фа  минор  Иоганна  Себастьяна  Баха, кинорежиссер  Антрей  Тарковский, избрал в  качестве  саундтрека  в  фильме "Солярис".

 

 

Автор: музыковед  АЛЕКСАНДРА ШКАЛЬНАЯ

Видеосъемка  и  монтаж: ЕВГЕНИЙ  ЛЕДОВСКОЙ  и  ВЛАДИМИР  БЕЛЫЙ