Ставропольский ансамбль «Элегия» посвятил новую программу потаённым страницам тургеневской биографии

19.02.2019

Мероприятия в связи с 200-летием со дня рождения Ивана Сергеевича Тургенева продолжаются во всем мире. Юбилей гениального русского классика вызвал огромный интерес как к его литературному наследию, так и к различным фактам его биографии.

1 февраля 2019 года состоялась премьера программы "Наваждение... Тургенев - Виардо".

Для многих современных читателей знакомство с творчеством великого русского писателя ограничилось произведениями школьной программы, а краткое описание его биографии и живописные портреты классика оставили в воображении образ благообразного задумчивого бородача с большими печальными глазами. О связи Ивана Тургенева и Полины Виардо учебники по литературе, если и упоминают, то лишь вскользь, как об отношениях гения и его музы – возвышенных, творческих, вдохновивших писателя на создание прекрасных произведений… Однако за скупыми строчками скрывается история гибельной страсти писателя к французской певице испанского происхождения, обойти вниманием которую было бы непростительно.

Когда режиссер и актриса почетный деятель искусств СК Галина Близно готовила сценарий для программы «Наваждение…», она взяла за основу реальные факты из жизни Ивана Сергеевича и Полины Виардо, изложенные в беллетризованной биографии «Жизнь Тургенева» известного писателя Бориса Зайцева. Изданная в 1932 году в Париже, книга долгое время была практически неизвестной советским читателям, и даже ученые-литературоведы в то время с некоторым опасением ссылались на нее. Между тем, как говорит Галина Близно, «Борис Зайцев каждый поворот этой истории подтверждает документально, фрагментами писем Тургенева и Виардо, переписки с современниками. Он открыл нам, по словам профессора В.М. Головко, «непрочитанного Тургенева».

Литературно-музыкальная программа «Наваждение… Тургенев и Виардо» соединила в себе художественное слово, музыку, а также изобразительное искусство, в атмосфере которого пребывали слушатели, пришедшие на концерт камерного ансамбля «Элегия» в большой выставочный зал краевого изомузея. Под сводами старинного особняка вокальные произведения русских и европейских композиторов XIX века звучали как-то по-особому. Партию фортепиано исполнила Елена Бакуева.

Имея даже минимальную фантазию, можно было представить, как обладательница красивого меццо-сопрано Елена Астанкова исполняет Песню Лауры из оперы «Каменный гость» А. Даргомыжского или романс П. Чайковского «Нет, только тот, кто знал» в музыкальном салоне времён И. Тургенева.

 

Слушателей привёл в трепет потрясающий голос Анны Гаспарян. Её лирическое сопрано передает все эмоциональные оттенки исполняемых произведений, звенящей Серенады из оперы Ж. Векерлена «Рюи Блаз» и песни «Ай люли», написанной Полиной Виардо. И когда в финале в исполнении художественного руководителя камерного ансамбля «Элегия» Ивана Сердюка зазвучал романс Э. Абазы «Утро туманное» на стихи И. Тургенева, невольно возникло щемящее чувство, знакомое человеку, чей жизненный путь уже близок к завершению, и самое дорогое осталось только в смутных воспоминаниях…

Именно синтез искусства в данной программе способствовал тому, что тема трагической любви в жизни литературного гения прозвучала на высокой эмоциональной ноте, делая личность Тургенева и его произведения ближе и понятнее читателям, которые живут в XIX веке. К этому следует добавить искусство эпистолярного жанра, соединившего в себе ценность живого литературного слова и исторического источника. Достаточно сказать, что из 30 томов полного собрания сочинений И.С. Тургенева письма занимают 18 томов. Именно сохранившаяся переписка передает всю гамму чувств, которые испытывал Иван Сергеевич к Полине Виардо.

Как считает Галина Близно, корни болезненной привязанности Тургенева к Виардо следует искать в его прошлом, в холодном, а порой жестоком к нему отношении матери. По прошествии времени он, как в детстве, жаждал любви самодостаточной женщины, божественно одаренной и дьявольски циничной.

- Сошлось много моментов, - говорит Галина Близно. – Здесь была и психологическая, и эмоциональная зависимость. Не следует забывать к тому же, что Полина Виардо вывела Тургенева в тот круг, в котором он как писатель очень нуждался. Мне в этой истории помимо всего прочего было интересно, как человек выстраивает свою жизнь и каким образом он приходит к тому финалу, который создал своими руками. Меня потрясли новизна материала, неожиданный поворот биографии русского классика, которого мы, казалось бы, знаем.

В биографическом повествовании Б. Зайцев не только рассказывал о жизни Ивана Сергеевича, через события и факты он реконструировал мировоззрение писателя и анализировал его творчество, в том числе так называемые «таинственные повести» И.С. Тургенева: «Собака», «Странная история», «Стук… Стук… Стук!..», «Часы», «Сон», «Песнь торжествующей любви», «После смерти», незавершенный рассказ «Силаев» и некоторые другие. Не только критики - современники писателя, но и нынешние литературоведы неоднозначно относятся к этой стороне творчества Тургенева. Отдельные сюжеты как будто подсказывают читателю, что рукой автора водило не творческое вдохновение, а болезненные воспоминания, которые наводили морок на его сознание.

Новая программа камерного ансамбля «Элегия» концертно-творческого объединения «Аккорд», хотя и была приурочена к 200-летию со дня рождения Ивана Сергеевича Тургенева, непременно должна занять достойное место в репертуаре коллектива. Помимо того, что она раскрывает перед слушателями потаённые страницы биографии великого писателя, тема, которая в ней звучит, будет волновать человечество вечно.

 

 

Автор: Ольга Метёлкина

Вечерний  Ставрополь