«Шедевры органной музыки. Классика и современность».

06.09.2019

Ставропольская капелла "Кантабиле" открыла новый концертный сезон сольным концертом органистки Светланы Сухановой.

В органном зале города Ставрополя состоялся традиционный вечер органной музыки, который открыл новый 26-ой концертный сезон Ставропольской городской капеллы "Кантабиле".

Концертная программа прозвучала в исполнении выпускницы Санкт-Петербургской консерватории, лауреата многочисленных всероссийских и международных конкурсов, солистки СГК "Кантабиле" Светланы Сухановой. Необычайно интересная и разнообразная программа из произведений как старых мастеров, так и современников.

Иоганн Себастьян Бах владел искусством композиции как настоящий «изобретатель». Его сочинения нередко содержат множество тайн и интересных находок.

Органная пьеса «Маленький гармонический лабиринт» записана всего на двух страницах и представляет собой цепь модуляций. Также сочинение насыщено различными полифоническими приемами. 

 Два этюда: Le canon improbable (Невозможный канон) и Tetrachordes insistantes (Настойчивые тетрахорды) ныне живущего швейцарского композитора и концертирующего органиста Лионеля Рогга минималистичны и авангарны, но совершенно приятны слуху. Эти этюды довольно часто исполняются, благодаря своей искренне-звенящей шутливой энергии.

В музыкальной шутке "Невозможный канон" вторая мелодия всё время пытается включиться, но канон так и не случается.

В "Настойчивых тетрахордах" повторяющийся четырехзвучный мотив рисует причудливые узоры и конструкции.

Легенда советской музыки Микаэл Таривердиев известен нам своими шедеврами в области киномузыки. Однако, далеко не каждому известны уникальное творческое наследие музыканта для органа. Он никогда не был органистом, но орган был его любимым инструментом. И в этом смысле в его обращении к органу, прежде всего как инструменту барочному, к барочным формам.

Так во Втором концерте для органа композитор точно следует канонам барочного концерта – Basso ostinato, Fugue, Chorale, Toccata – четыре части воспроизводят полифонические формы в их классическом виде, своего рода "Полифоническая тетрадь" или страсти 20-го века.

 "Медитация" Олега Григорьевича Янченко – написана к фильму "Иди и смотри" режиссера Элема Климова в жанре военная драма. В центре сюжета – белорусский мальчик, который становится свидетелем ужасов нацистской карательной акции, в течение двух дней превращаясь из жизнерадостного подростка в седого старика.

Сочинение производит эффект своеобразного катарсиса: "когда душу вынимают из тела и подвергают длительной обработке. А возвратив её обратно чувствуешь боль трёпки"

Автор - Александра  Шкальная

Видеосъемка - Евгений  Ледовской